Реализация Закона о выявлении правообладателей в Томской области

 

            08.12.2021 в Управлении Росреестра по Томской области состоялось очередное заседание Оперативного штаба по вопросам реализации Федерального закона от 30.12.2020 № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (Закон о выявлении правообладателей) на территории Томской области с участием руководителя Департамента ЗАГС Томской области, представителей Администрации Томской области, Управления ФНС России по Томской области, Управления МВД России по Томской области, Администрации г. Томска, а также администраций районов и сельских поселений Томской области.

         В ходе заседания обсуждались итоги работы в 2021 году по реализации мероприятий, связанных с выявлением правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости на территории Томской области, а также рассматривались проблемные вопросы, возникающие в деятельности органов местного самоуправления при взаимодействии с иными органами и организациями, участвующими в реализации Закон о выявлении правообладателей.

         Напоминаем, что согласно положениям Закона о выявлении правообладателей, органы местного самоуправления (уполномоченные органы) проводят мероприятия по выявлению и внесению в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о правообладателях ранее учтенных объектов, снятию с учета объектов недвижимости, прекративших свое существование, а также по постановке на учет и внесению сведений в ЕГРН по выявленным объектам недвижимости, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН.

         Причиной отсутствия в ЕГРН сведений о правообладателях объектов недвижимости, является, как правило, отсутствие волеизъявления граждан, правообладателей таких объектов на регистрацию прав на них.

         Закон о выявлении правообладателей принят, в том числе, и в целях повышения качества данных ЕГРН, а также направлен на защиту прав и имущественных интересов граждан.

         Заместитель начальника Департамента управления муниципальной собственностью администрации города Томска Юлия Туманова рассказала: «Перечень ранее учтенных объектов недвижимости на территории города Томска, как областного центра, самый объемный. В первую очередь нами осуществляется государственная регистрация права собственности на муниципальное жилье, параллельно идет работа по выявлению правообладателей ранее учтенных земельных участков по документам, находящимся на архивном хранении. На конец ноября текущего года из общего списка ранее учтенных исключены 609 объектов, как снятых с учета, так и тех, на которые зарегистрированы права, из них - 178 земельных участков. Только право муниципальной собственности зарегистрировано на 131 квартиру. В целях автоматизации контроля за мероприятиями по реализации Закона о выявлении правообладателей в Администрации г. Томска даже создан специальный электронный сервис».

         Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова сообщила: «Сегодня мы можем констатировать, что Закон о выявлении правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости заработал в полной мере на территории Томской области. По состоянию на 01.12.2021 в отношении более чем двух тысяч ранее учтенных объектов недвижимости осуществлена государственная регистрация ранее возникшего права, в том числе 712 объектов недвижимости - за муниципальными образованиями. С государственного кадастрового учета снят 2081 объект недвижимости, прекративший свое существование. Надо отметить, что Закон о выявлении правообладателей не ограничивает при этом граждан в возможности осуществить государственную регистрацию прав на принадлежащие им объекты недвижимости в любой период времени по их усмотрению».

 

 


 

 

Почему важно регистрировать недвижимость и земельные участки в ЕГРН

 

Государственная регистрация - единственное доказательство существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке.

Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова рассказала: «С зарегистрированными правами на недвижимость собственники смогут избежать земельных споров с соседями и совершать с участком любые операции и сделки без лишних проблем. Также наличие в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) актуальных сведений о характеристиках участка позволит корректно определить его кадастровую стоимость и, как следствие, земельный налог.

Кроме того, для собственников это еще и самый простой способ защиты своей недвижимости. Для этого достаточно подать заявление о невозможности государственной регистрации перехода, ограничения (обременения), прекращения права на принадлежащие объекты недвижимости без личного участия».

 

 


 

 

Порядок проведения плановых проверок соблюдения  требований земельного законодательства

 

Порядок проведения плановых проверок установлен Положением о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1081, Административным регламентом осуществления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного земельного надзора, утвержденного приказом Росреестра от 18.06.2019 №П/0240 (далее - Административный регламент).

 Плановые проверки соблюдения требований земельного законодательства проводятся Управлением Росреестра по Томской области в соответствии с ежегодными планами проверок. Планы ежегодно разрабатываются, утверждаются и согласовываются с органами прокуратуры. Как правило, плановые проверки проводятся один раз в три года, но в отдельных случаях могут проводиться чаще. Они могут быть документарными и выездными. О проведении проверки проверяемые лица уведомляются не позднее, чем за три рабочих дня до ее начала.

В процессе проведения плановой документарной проверки должностными лицами Управления Росреестра по Томской области рассматриваются документы юридического лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления, индивидуального предпринимателя, гражданина, имеющиеся в распоряжении Управления.

Плановая выездная проверка проводится в присутствии руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, гражданина, его законного или уполномоченного представителя, а также может быть проведена в отсутствие указанных лиц в случае их надлежащего уведомления.

 При проведении плановой выездной проверки должностные лица:

1) проверяют документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя юридического лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления, индивидуального предпринимателя, гражданина или их представителя;

2) запрашивают имеющиеся документы, подтверждающие возникновение права владения и пользования объектом земельных отношений, и иные документы, относящиеся к предмету проверки, с учетом ограничений, указанных в Административном регламенте;

3) осуществляют: обмер границ проверяемого земельного участка; определение местоположения характерных точек границ проверяемого земельного участка (при наличии технической возможности); фотосъемку;

4) устанавливают: фактическое использование земельного участка, его соответствие установленным для земельного участка целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенному использованию; соблюдение требования о приведении земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; соответствие площади земельного участка площади, указанной в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) и в правоустанавливающих документах; соответствие местоположения характерных точек границ земельного участка сведениям об их местоположении в ЕГРН (в случае необходимости); соблюдение требования о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды земельного участка или приобретения его в собственность.

По итогам проверки составляется акт проверки в двух экземплярах, один из которых вручается проверяемому лицу

 


 

 

Правительство РФ утвердило государственную программу «Национальная система пространственных данных»

 

Госпрограмма направлена на создание и развитие системы пространственных данных в стране.

Ранее Правительство РФ включило формирование Национальной системы пространственных данных (НСПД) в перечень инициатив социально-экономического развития до 2030 года по направлению «Строительство» с целью обновления инфраструктуры и формирования комфортной среды для граждан.

Программа направлена на достижение четырёх стратегических целей: создание и внедрение цифрового отечественного геопространственного обеспечения, интегрированного с региональными информационными системами, обеспечение полноты и качества сведений Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), достижение «цифровой зрелости» ведомства, повышение качества госуслуг и сервисов Росреестра в интересах социально-экономического развития страны и людей.

Как отметил вице-премьер РФ Марат Хуснуллин, создание и развитие НСПД является неотъемлемой частью и инструментом пространственного развития.

«Программа впервые за многие годы предлагает комплексный подход. Будут созданы единая федеральная сеть геодезических станций, мультимасштабная карта страны, полный и точный реестр недвижимости, цифровая платформа пространственных данных, вовлечены в оборот новые земли для жилищного строительства. На этой базе появятся новые сервисы для поиска и предоставления земли, сократятся сроки кадастрового учёта и регистрации прав. Без этого невозможно прорывное развитие территорий, реализация общенациональных проектов в сфере строительства и недвижимости, улучшение жилищных условий каждого россиянина», - сказал Марат Хуснуллин.

По словам руководителя Росреестра Олега Скуфинского, НСПД должна стать эффективным механизмом решения проблем отрасли, драйвером ее развития.

«До сих пор не решены проблемы разрозненности пространственных данных, импортозамещения и создания юридически значимой картографической основы. Нет инструментов оперативного получения комплексных сведений о земле и недвижимости в режиме одного окна. Создание НСПД позволит объединить и структурировать пространственные данные, обеспечить их доступность для граждан, бизнеса и государственных органов, проявить экономический потенциал территорий. По сути мы создадим платформу для принятия эффективных управленческих решений по развитию территорий и оказанию государственных услуг для людей на новом качественном уровне», - отметил глава ведомства.

В частности, к концу 2030 года планируется увеличить долю электронных услуг по кадастровому учету и регистрации прав до 95%, сократить срок осуществления кадастрового учета и регистрации прав до одного дня, обеспечить полноту и качество сведений в Едином государственном реестре недвижимости в объеме 95%.

Как, в свою очередь, заявил Президент Российской академии наук, академик РАН Александр Сергеев, Национальная система пространственных данных» выведет отрасль геодезии и картографии на принципиально новый этап развития.

«Мы констатируем, что пространственные данные сейчас разрознены. Не существует полной и точной базы, что негативно сказывается на отрасли геодезии и картографии и на смежных отраслях. Остро стоит проблема деградации государственной геодезической сети, которая является фундаментом для производства топографических съемок, геодезического обеспечения различных инженерных работ и так далее. России нужна единая платформа геопространственных данных, которая станет «глотком свежего воздуха» для отрасли, поможет делать качественную аналитику пространственных данных с использованием новых технологий. Это запрос и науки, и бизнеса, и органов власти», - подчеркнул он.

Первым шагом к созданию НСПД стала реализация эксперимента по созданию Единого информационного ресурса о земле и недвижимости. Он проводится в 2021 году по поручению Правительства РФ в четырех пилотных регионах – в Республике Татарстан, Иркутской области, в Пермском и Краснодарском краях. Проект призван объединить разрозненные ресурсы, содержащиеся в информационных системах государственных и муниципальных органов власти, систематизировать и исключить их дублирование. За счет этого поиск актуальной информации о земле и недвижимости станет проще и доступнее для людей, повысится эффективность управленческих решений, полнота и точность данных.

В рамках эксперимента разработаны новые удобные сервисы по упрощенному оформлению земельных участков для граждан и бизнеса, массовому выявлению незарегистрированных объектов недвижимости, а также аналитический сервис для анализа использования и состояния земель.

«Являясь пилотным регионом ЕИР, мы уже на данном этапе видим запрос от бизнеса на получение полной и точной информации о земле, на аналитику, выявление свободных участков для застройки, анализ рынка недвижимости на основе пространственных данных. Мы наблюдаем положительный эффект от реализации на территории региона эксперимента по созданию ЕИР. Он выражается в сокращении сроков учетно-регистрационных действий, уменьшении количества реестровых ошибок и судебных споров, вовлечении в оборот земельных участков», - сообщил губернатор Пермского края Дмитрий Махонин.

 


 

 

Какие земельные участки попадают под действие программы социальной газификации

 

По программе социальной газификации бесплатно газифицироваться смогут только те земельные участки, дома на которых стоят на государственном кадастровом учете. То есть, если у владельцев имеются документы, подтверждающие право собственности на земельный участок и индивидуальный жилой дом, то они смогут воспользоваться этой программой.

«Если у собственника соответствующих документов нет, то для участия в программе ему необходимо сначала оформить право собственности на земельный участок и дом, и уже после этого подать заявку на проведение газовой трубы. Если участок находится в границах садового некоммерческого товарищества (СНТ), а оно расположено в границах газифицированного населенного пункта, то доведение газопровода до границ таких товариществ будет бесплатно. Но в границах СНТ строительство газораспределительной сети будет осуществляться за счет граждан»», - отметила  руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.

 

 


 

 

О рейтинге кадастровых инженеров Томской области

 

Управлением Росреестра по Томской области ежеквартально подводятся итоги деятельности кадастровых инженеров, по результатам которых составляется рейтинг. В основу рейтинга положена информация об общем количестве документов, подготовленных кадастровыми инженерами (межевые и технические планы, акты обследования и т.д.), и доле положительных решений и «отказов» по этим документам. Так, если процент приостановлений и отказов составляет более 35, то кадастровый инженер попадает в так называемую «красную зону». Если процент приостановлений и отказов менее 35, но более 18 — в «белую». Если приостановлений и отказов менее 18% — в «зеленую».

«Рейтинг кадастровых инженеров содержит имена специалистов, которые прошли обучение и имеют аттестаты. Он помогает получить информацию о том, действительно ли специалист имеет право на ведение подобной деятельности, благодаря чему можно избежать встречи с мошенниками», - отметила руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.

Нужно учесть, что принятие положительного решения о постановке на государственный кадастровый учет недвижимого имущества во многом зависит от того, насколько профессионально работает кадастровый инженер.

С рейтингом кадастровых инженеров Томской области можно ознакомиться в региональном блоке официального сайта Росреестра, пройдя по ссылке: https://rosreestr.gov.ru/open-service/statistika-i-analitika/tomskaya-oblast-reyting-kadastrovykh-inzhenerov/

 

 


 

 

Я приобрел земельный участок, но не могу понять, правильно ли установлены его границы на местности. Куда мне обратиться?

 

На вопрос отвечает начальник отдела регистрации земельных участков Управления Росреестра по Томской области Анастасия Юркевич: «Для начала нужно узнать, есть ли сведения о границах в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН). Вся необходимая информация содержится в выписке из ЕГРН. Если в реестре не окажется необходимых сведений, в выписке будет особая отметка: «Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства».

После этого установить границы земельного участка поможет кадастровый инженер, закрепив поворотные точки границ земельного участка в натуре межевыми знаками, в качестве которых может использоваться металлический (деревянный) столб.

По окончании работ кадастровый инженер составляет акт сдачи межевых знаков на наблюдение за сохранностью. Данный документ подтверждает, что установленные в поворотных точках земельного участка межевые знаки соответствуют координатам земельного участка, содержащимся в ЕГРН».

 

 

Просмотров: 800
Источник: Управление Росреестра по Томской области